МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Перевод сайта

Кто на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 84 гостей 

География посетителей

Кнопка сайта


Все о медицине

Проголосуйте за наш сайт!

 

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Оценка пользователей: / 4
ПлохоОтлично 

Медицинская сестра́ (медсестра и медбрат) (сестра милосердия) — лицо со средним медицинским образованием, которое работает под руководством врача или фельдшера. Она не занимается обследованием больного, диагностикой, назначением лечения. Медсестра, в отличие от фельдшера, лицо не самостоятельное и выполняет уже сделанные назначения.


В XI веке во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и другие) были созданы общины женщин и девиц для и ухода за больными. В XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала. В 1235 г. она была причислена к лику святых и в ее честь была основана католическая община «елизаветинок». В мирное время сестры общины ухаживали только за больными женщинами, а в военное — и за мужчинами, нуждающимися в медицинской помощи. Много сделала эта община и для больных проказой. Подобной деятельностью занималась и община «иоаниток», члены которой проявили особую самоотверженность в Париже во время эпидемии чумы 1348 г. В ведении сестер-«госпитальерок» находились крупные госпитали — Святого Людовика в Париже, а также в других городах Франции.

В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия и поставил во главе ее Луизу де Мариллак, которая организовала семинары для сестер милосердия и сиделок, а в 1641 г. создала специальную школу по их обучению. Викентий Поль впервые предложил словосочетания «сестра милосердия», «старшая сестра» и указал, что община должна состоять из вдов и девиц, которые не должны быть монахинями и не должны давать никаких постоянных обетов. Подобные институты сестер милосердия стали создаваться во Франции, Нидерландах, Польше и других странах. К середние XIX века в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.

Впервые служба профессиональных медсестер была организована во время Крымской войны англичанкой Флоренс Найтингейл. Ф. Найтингейл вместе со своими помощницами, среди которых были монахини и сёстры милосердия, отправилась в полевые госпитали сначала в Турцию, а затем в Крым. Тогда и сформировался устойчивый стереотип: медсестра — это санитарка, которая выносит с поля боя раненых или стоит у операционного стола.

Среди первых медсестёр, отправившихся на фронт, были и сёстры милосердия московской Никольской обители. Добровольно и организованно они отправились на фронт Крымской войны для оказания помощи раненым воинам.

В годы этой войны великой княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России и в Европе Крестовоздвиженская община сестёр милосердия. Эти женщины проходили специализированную подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии. Николай Иванович Пирогов, знаменитый врач, осуществлял руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института.



Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» описал прибывших в действующую армию сестёр милосердия, которые позднее были награждены медалью «За оборону Севастополя», среди них — Бакунина, Карцева, Стахович, Хитрово и др. Из 120 сестёр Крестовоздвиженской обители, которые работали в осаждённом Севастополе, 17 погибли при исполнении служебных обязанностей.

В 1863 г. был издан приказ военного министра о введении по договоренности с Крестовоздвиженской общиной постоянного сестринского ухода за больными в военных госпиталях. Этот год можно считать годом рождения профессии медицинской сестры в России. 
В 1877—1878 годах во время русско-турецкой войны при Российском обществе Красного Креста был образован Комитет «Христианская помощь». В 1882 году этот Комитет создал первую во всей всемирной системе Красного Креста общину сестёр милосердия, а через два года — курсы для их подготовки.

Княгиня Наталья Шаховская с дочерьми Надеждой, Натальей и Верой, Екатерина Новосильцева, Прасковья Розен, княгиня Надежда Трубецкая и др. — вот неполный список представительниц известных российских династий, ставших сёстрами милосердия.

В 1912 г. была учреждена особая медаль — высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам.

Всего к началу 1913 г. в России в 109 общинах работали 3442 сестры милосердия, а уже через год, к началу Первой мировой войны, только в госпиталях их насчитывалось около 20 тыс. В лазаретах Царского Села сестрами милосердия, после прохождения специального курса обучения и сдачи экзаменов, работали наряду со всеми и августейшие особы, супруга и две старшие дочери русского Государя : Императрица Александра Фёдоровна, Великая Княжна Ольга Николаевна, Великая Княжна Татьяна Николаевна. Государыня вместе с дочерьми сама ассистировала на операциях при извлечении пуль и ампутации конечностей, делала перевязки, организовывала госпитали, передвижные лазареты, санитарные поезда, комитеты для помощи беженцам и семьям воинов.


12 мая, в день рождения Флоренс Найтингейл отмечается Международный день медицинской сестры. Хотя фактически празднику уже более ста лет, официально он был учреждён только в 1971 году. Всемирный день медицинских сестёр в России отмечается с 1981 года.

В нескольких городах мира установлен памятник медицинской сестре.

Пирогов первый в мире организовал и применил женский уход за ранеными в районе боевых действий. Он первый организовал и основал «Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных». Интересно отметить, что иностранцы, в частности, немцы, пытались приписать инициативу в этом деле, то есть организацию женского ухода за ранеными в районе боевых действий, англичанке Нейтингель, против чего, Пирогов протестует в самой решительной форме, доказывая (в письме к баронессе Раден), что «Крестовоздвиженская община сестер попечения о раненых и больных» была учреждена в октябре 1854 года, а в ноябре того же года она уже находилась на фронте. «0 мисс же Нейтингель» и «о ее высокой души дамах» — мы в первый раз услыхали., — пишет Пирогов, — только в начале 1855 года" — и далее продолжает: «Мы, русские, не должны дозволять никому переделывать до такой степени историческую истину. Мы имеем долг истребовать пальму первенства в деле столь благословенном и благотворном и ныне всеми принятом» По инициативе ученого в Севастополе впервые в истории отечественной и зарубежной медицины на театр военных действий были привлечены сестры милосердия. Большую помощь в этом ему оказала великая княгиня Елена Павловна, отдавшая много сил и времени делу благотворительности. Под её попечительством находились Максимилиановская больница, Повивальный институт, приюты для детей-сирот и беспризорных, бесплатные столовые для больных, школы. Она пользовалась «влиянием на Николая I и Александра II» [1881]. В 1854 г., когда началась осада Севастополя, у Елены Павловны созрел «гигантский план — основать организованную женскую помощь больным и раненым» [1950]. Для реализации своей идеи она нашла в Н. И. Пирогове единомышленника, предложив ему подобрать медицинский персонал и взять на себя управление всем делом. Николай Иванович впоследствии писал, что видел до того женскую службу в госпиталях и больницах, «но ещё нигде не было испробовано посылать женщин на поле битвы» [1950]. 25 октября 1854 г. Еленой Павловной был утверждён устав Крестовоздвиженской общины. Одновременно она обнародовала воззвание о помощи больным и раненым «Ко всем русским женщинам, не связанным обязательствами семейными, желающим принести свою долю жертвы и добра… Отчизне» [1878]. Многие женщины различных слоев населения горячо откликнулись, изъявив желание отправиться в Крым и принять участие в уходе за ранеными севастопольцами. Крестовоздвиженская община в короткий срок была укомплектована. Женщины в течение 2-3 месяцев проходили подготовку в Петербурге. Н. И. Пирогов с большим уважением относился к деятельности Елены Павловны. В одном из своих писем он писал: «Великая княгиня содержит в себе много превосходного: она принадлежит к недюжинным личностям, и если что можно сделать хорошего, то именно через неё» [1950]. 24 ноября в Крым во главе с А. П. Стахович прибыло 1-е отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в составе 28 человек. В своём письме к жене в декабре 1854 года Н. И. Пирогов сообщал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестёр, числом до тридцати… Они день и ночь попеременно бывают в госпиталях, помогают при перевязке, бывают на операциях, раздают чай и вино. Присутствие женщины, опрятно одетой и участием помогающей, оживляет плачевную юдоль страданий и бедствий» [1854]. Вскоре в осажденный Севастополь приехало еще несколько отделений самоотверженных женщин. Организация и содержание деятельности Общины были разработаны Н. И. Пироговым, который видел в ней, прежде всего, медицинское учреждение со специализацией труда сестёр. Поэтому сразу же по прибытии в Крым, он разделил их на сестёр — перевязочных, аптекарш и хозяек. Николай Иванович составил «Инструкцию сестрам на время их дежурства в госпиталях и перевязочных пунктах», подробно изложив в ней все их обязанности. Впоследствии он выделил группу транспортных сестёр, которые должны были сопровождать раненых в пути. Для них была также написана специальная инструкция. Под руководством Н. И. Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, приготовляли лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. При исполнении своих обязанностей они не боялись ни неприятельских пуль и снарядов, ни «ужасающего зрелища самых страшных разрушений человеческого тела». Условия работы были очень тяжёлыми. В армии свирепствовали смертельные осложнения огнестрельных ран, эпидемии заразных болезней, уносящих тысячами защитников Севастополя. Сами сестры становились жертвами этих болезней, и многие из них погибли в Крыму. Поэтому Николай Иванович написал для них обращение «для прочтения и исполнения», в котором требовал, чтобы они следили за своим здоровьем, вовремя питались, учил, как уберечься от заразных болезней. И сестры платили ему искренней любовью за его постоянную заботу. В своих воспоминаниях старшая сестра Е. М. Бакунина писала, что Николай Иванович всегда там, где более всего нужен «неутомимо работавший, живой, одушевлённый и возбуждающий в других одушевление и ревность к труду» [1898]. Ближайшими помощницами Н. И. Пирогова были старшие сестры милосердия — Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала М. И. Кутузова), которую называли идеалом сестры милосердия; Елизавета Петровна Карцева, по словам Николая Ивановича, сумевшая обратить «обязанность сестры в духовное призвание жизни»; Екатерина Александровна Хитрово, которая своим личным примером способствовала воспитанию в сестрах высокой нравственности, в октябре 1855 г. он писал жене: «Я принялся с энергией за Общину… Всякий вечер до первого часа я провожу с Хитровой, Бакуниной и Карцевой — три столба Общины… Бакунина удивительная женщина: она, с её образованием, работает, как сиделка, ездит с больными в транспорте и не слушает никаких наветов… Хитрова -опытная женщина, по делам Общины мне много помогает… Карцева принялась совестливо за дело, и мы в семь дней так поставили запущенный госпиталь на ногу, что теперь не узнаешь» [1950]. В это же время в Крыму стало широко известным и популярным имя Даши Севастопольской. Ее называли «Женщиной из легенды». Дочь матроса, погибшего в Синопском сражении, переодевшись в матросский костюм и снарядив свою повозку ветошью, корпией, уксусом, отправилась вслед за русскими войсками к реке Альме. Там она организовала первый на театре Крымской войны импровизированный перевязочный пункт, а сама стала первой сестрой милосердия. «Знаменитая Дарья» [1950]-так отзывался о ней Н. И. Пирогов. Имя Даши стало символом мужества, храбрости, самоотверженности. Царь Николай I пожаловал девице Дарье золотую медаль на Владимирской ленте с надписью «За усердие» и 500 рублей серебром. Даша Севастопольская (Михайлова) умерла в 1910 году в г. Севастополе и похоронена на Корабельной стороне. На том месте, где стоял её домик, установлена мемориальная доска. Подвиг этой смелой женщины увековечен на живописном полотне панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», а в 1974 году в нише панорамы помещен скульптурный бюст героини. В ознаменование 150-летия со дня её рождения была учреждена медаль имени Даши Севастопольской, которой награждаются самые достойные медицинские сестры, обладающие такими качествами, как преданность своей профессии, бескорыстие, чуткость, доброта, умение сострадать. В знак заслуг сестер милосердия в Крымской войне Комитет Крестовоздвиженской общины учредил памятный серебряный позолоченный крест. Многие из них были награждены бронзовыми медалями в память защиты Севастополя. По возвращении из Крыма Н. И. Пирогов написал «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных в военных госпиталях в Крыму и Херсонской губернии с 1 -го декабря 1854 по 1 декабря 1855», где, анализируя действия сестер, дал оценку их деятельности: «Настоящие и прошедшие события предвещают будущее. Будущее Крестовоздвиженской общины предзнаменуют действия ее сестер, изложенные здесь без всякого пристрастия правдолюбивыми очевидцами и заслуживающие остаться в памяти современников» [1907]. Крестовоздвиженская община сестер милосердия, работавшая в Крыму, стала прообразом будущих организаций Красного Креста.


Сестры милосердия — Великая Княжна Татьяна Николаевна и Императрица Александра Фёдоровна — сидят, Великая Княжна Ольга Николаевна — стоит.

 

Василий Верещагин «Письмо на родину»

 

Великая княгиня Елена Павловна в числе сестёр милосердия, середина 1850-х годов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Яндекс.Метрика
Индекс цитирования. MedLinks - Вся медицина в Интернет